Инновационные технологии в профессиональной подготовке персонала энергетических компаний

Генеральный директор КЭУ
Мищеряков С.В.
Д.э.н.

Одним из последствий завершающегося в начале десятилетия экономического кризиса в области профессионального обучения стало стремление компаний снизить расходы на обучение и перейти на корпоративные формы его организации.

Для объяснения этого явления можно выделить, по крайней мере, три причины. Во-первых, в период кризиса 2008-2009 года самым простым ответом на потерю ликвидности компаний был ответ, связанный с персоналом: «оптимизация» численности, сворачивание социальных программ и уменьшение бюджетов на обучение. Внутрифирменное обучение и наставничество, по закону «Об образовании»- профессиональная подготовка, наилучшим образом отвечали потребностям компаний в период «выживания». Инерционные явления сохраняются в 2010-2011 годах. Во-вторых, системный кризис образования привел к разрушению системы государственного дополнительного профессионального образования (приходят в упадок ПТУ, техникумы, институты повышения квалификации). Остались в работоспособном состоянии учебные центры (для подготовки специалистов) и учебные комбинаты (для подготовки рабочих) принадлежащие крупным компаниям. При этом необходимо заметить, что в свое время курс, взятый в энергетике на всемерное их развитие (организационное, методическое, материальное) и трансформирование в корпоративные университеты оказался правильным. В-третьих, «собственные учебные центры» гибко и достаточно профессионально реагируют на постоянно-меняющиеся потребности компаний. В области профессионального обучения, «тонкой настройки» специалистов будущее за корпоративными системами подготовки.

В энергетике в начале июля 2003 году был создан Корпоративный энергетический университет. Корпоративный энергетический университет (КЭУ), имея все необходимые лицензии (более 100) и госаккредитацию, является сам по себе уникальным учебным заведением. Не находясь в собственности ни одной из энергетических компаний, руководимый Министерством энергетики и компаниями с большой долей государства в активах является хрестоматийным примером государственно-частного партнерства в образовании, т.е. примером организационных инноваций. Но этим инновации у нас не заканчиваются. По содержанию инновационными являются направления обучения в областях обеспечения  энергоэффективности (от повышения квалификации до профессиональной переподготовки), парогазовых и  нано-технологий в энергетике, управления реактивной мощностью в сетях, «умных сетей», внерения федеральной контрактной системы, новых направлений в области теплоснабжения и многих других. По формам организации учебного процесса можно выделить инновационные направления, связанные с дистанционным обучением: дистанционный доступ к тренажерам, видеоконференции, интернет-класс и блочно-модульный принцип построения всех наших программ. Особенно примечательна последняя из названных инноваций. У нас слушатель в рамках одного из аккредитованных направлений может в течение года-двух набирать себе (со скидкой) курсы, модули- образовательные кредиты, которые дают ему право после подготовки и защиты квалификационной работы претендовать на получение диплома о профессиональной переподготовке. Эта форма позволяет гибко формировать программу обучения, т.е. полнее и точнее соответствовать запросам заказчика.

Основным для КЭУ направлением обучения является направление обеспечения надежного обеспечения потребителя тепловой и электрической энергией и безаварийной и безопасной эксплуатации энергетического оборудования путем формирования и развития отраслевой производственной культуры, совокупности материальных и духовных ценностей, компетенций, норм, способов и приемов производственной деятельности. В рамках этого основного направления мы реализуем лицензированные и аккредитованные программы в областях:
• управление технологическими процессами электроэнергетических сетей и систем;
• автоматизация технологических процессов и производств, в т.ч. РЗА и диспетчерское управление сетями;
• обеспечение надежности профессиональной деятельности персонала;
• энергоэффективность и энергосбережение;
• управление персоналом;
• менеджмент организации (в энергетике);
• экономика и управление на предприятии (энергетика);
• финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, анализ и аудит;
• тренажерная подготовка (в т.ч. в режиме дистанционного доступа к тренажерам);
• предэкзаменационная и предаттестационная подготовка;
• рынки электроэнергии и мощности, сервисных услуг и финансовых инструментов;
• системы менеджмента качества;
• управление строительством энергетических объектов;
• инновационные технологии и управление инновационными проектами;
• соревнования профессионального мастерства.

Нашими отличительными признаками являются:
• активная работа с профильными министерствами и ведомствами (Минэнерго, Ростехнадзор, МЧС и др.) и ведущими энергокомпаниями;
• профессиональный состав преподавателей и консультантов, имеющих большой практический опыт работы в энергетике;
• современные инновационные формы и методы обучения слушателей;
• развитая система региональных учебных центров;
• широкий спектр направлений подготовки персонала;
• современная учебная и производственная база;
• квалифицированные сотрудники.

Это дает нам возможность и право с оптимизмом смотреть в будущее и эффективно работать на это будущее.

В 2011 году стало очевидным, что экономический кризис скажется (уже сказывается), как на сроках и объемах реализации инвестиционных программ, так и на текущем состоянии многих энергокомпаний.

Понятно, что реализация инвестиционной программы должна базироваться на инновационных инженерных, организационных и управленческих технологиях. При сохранении приоритета инновационного развития особенно в сложившейся в 2008-2010 годах экономической  ситуации важное, а зачастую и определяющее значение приобретает государственная поддержка инновационной деятельности в организационной, правовой и технологической сферах в рамках совершенствования законодательной и нормативно - правовой базы, управления государственными заказами, налоговыми льготами, прямой финансовой поддержкой, госгарантиями по кредитам, соучастием в инновационно – инвестиционных проектах и программах, поддержка программ кадрового обеспечения и развития, образовательных программ и т.п.

При этом как для собственного развития, так и для обоснованного участия государства в поддержке инновационно–инвестиционных проектов и программ необходимы понятные и измеряемые индикаторы, показатели, критерии оценки эффективности инновационной деятельности.

Это требует на системном уровне исследовать основные проблемы инновационного развития ТЭК. Мониторинг и анализ состояния дел по развитию инновационной деятельности на конкретном предприятии, отрасли, регионе, их сопоставление по уровню развития этого направления, позволяет принимать обоснованные управленческие решения как для менеджмента и собственников, так и для государственных органов на региональных и на федеральном уровне.

Наряду с другими проблемами для инновационного развития ТЭК просто необходимы подготовленные люди.

Мы вынуждены констатировать, что подготовка «инновационных менеджеров» в стране отсутствует или почти отсутствует. К сожалению, в вопросах кадрового обеспечения инновационного пути развития хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и всей страны мы вынуждены начинать «с нуля».

Модернизация существующей системы образования и создание «силиконовых долин» не может полностью решить все проблемы инновационного развития. В первом случае не позволяет дефицит времени и ущербность подхода, т.к. модернизация должна привести к совершенно иной системе образования. Во втором – дефицит средств. Где же выход?

Министерством энергетики Российской федерации начаты разработки в этом направлении. Суть этих разработок сводится к следующему.

Во-первых, безусловно необходимым является изменение содержания учебных программ образовательных организаций с обязательным включением в них вопросов создания интеллектуальной собственности, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, риск-менеджмента и многих других.

Во-вторых, для продвижения инновационных проектов необходимы сами эти проекты, а для их появления совершенно безальтернативной  является заинтересованность всех сторон (заказчика, исполнителя, государства, общества) в проекте.

В-третьих, в силу специфичности каждого из инновационных проектов общих решений по содержанию крайне мало, и, следовательно, традиционное обучение инновационных менеджеров не возможно.

С учетом этих и ряда других особенностей нашей русской экономической действительности и зарубежного опыта предлагается концепция создания сети менеджмент- инкубаторов для применения технологий «обучения действием» в области инновационного развития отрасли.

Алгоритм применения новых форм обучения включает следующие шаги:
• создается пул проектов для реализации (при этом предусматривается выдвижение идеи, оценка потенциального инновационного проекта, административные решения по разработке проекта);
• формируется команда проекта (отбор, оценка потенциала участников, упреждающее их обучение, распределение ролей участников проекта);
• запуск проекта с полным циклом работ по обоснованию инвестиций, определением экономической эффективности и разработкой технологий проекта;
• вывод проекта на самоокупаемость и траекторию развития;
• формирование схемы управления проектом в ходе его функционирования на перспективу.

Реализация алгоритма осуществляется в «зонтичной» компании, как правило ими являются образовательные организации, с последующем выделением в самостоятельное юридическое лицо в формате самостоятельной или дочерней фирмы. При этом в ходе развития проекта его команда увеличивается за счет привлекаемых студентов, работников компании- заказчика и с открытого рынка труда. Это позволяет говорить о вовлечении в процесс инновационного предпринимательства необходимого числа персонала, который после оценки и экспресс- обучения может выполнять функции участника проекта. Предполагается, что подобные «зонтичные» компании станут сервисными, основным предназначением которых будет формирование и «запуск» инновационных проектов и обучение персонала этих проектов.

Создание пула проектов сопряжено с рядом трудностей, которые призвано решать государственно-частное партнерство с использованием следующих форматов:
• совместные проекты;
• стимулирование регионального спроса;
• способы повышения инновационной активности и спроса на инновационную продукцию у населения;
• образование, популяризация и пропаганда инновационных направлений развития компаний;
• популяризация продукции, основанной на современных технологиях;
• мобилизация общественного мнения на поддержку проектов;
• льготирование приобретения населением инновационной продукции (с характеристиками выше уровня, заданного стандартом);
• организационные меры.

При этом необходимо заметить, что наряду с мерами обеспечивающими, могут и должны применяться меры понуждения к инновациям.

Применение новых подходов и технологий обучения инновационных менеджеров в сочетании с организацией взаимодействия с высшими учебными заведениями позволит решать проблему кадрового обеспечения инновационного развития ТЭК по-современному на необходимом для отрасли уровне.

Вы здесь: Главная Статьи, выступления, доклады Инновационные технологии в профессиональной подготовке персонала энергетических компаний